Среда, 17.04.2024, 01:05:10
Компьютер Информация Технологии
Главная
· RSS
Меню сайта
Категории раздела
Аттестация [0]
Опыт работы [5]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
 Классному руководителя
Главная » 2010 » Март » 10 » ИПМ - 2002
22:53:00
ИПМ - 2002
Информационно – педагогический модуль опыта работы учителя по проблеме "Развитие логического мышления учащихся на уроках информатики через разработку системы логических упражнений и учебных задач"

Дата защиты: 22 февраля 2002 г.
Фамилия: Сагалаева
Имя: Галина
Отчество: Ивановна
Должность: Учитель
Стаж в должности: 20 лет
Предметы: математика и информатика
Стаж по информатике: 15 лет
Специальность по диплому: математика
Общий педстаж: 20 лет
Учреждение: Общеобразовательная средняя школа №3 г. Кувандыка
Имеет первую категорию с 1997г.
Эксперты: Ильясов Андрей Николаевич, Гладышев Геннадий Михайлович

1. Название проблемы над которой вы работаете и имеете устойчивые положительные результаты.
Развитие логического мышления учащихся на уроках информатики через разработку системы логических упражнений и учебных задач.

2. Условия возникновения проблемы, становление опыта.
Наблюдая за реальным педагогическим процессом на своих уроках, я выявила противоречия между:
- односторонностью мышления;
- инерцией мышления;
- боязнью думать и рассуждать рискованно;
- психологическая "привычка” к репродуктивной деятельности;
- слабое развитое умение найти и выбрать приёмы, способы решения проблемных и творческих задач, а отсюда низкая культура развития логического мышления.
с одной стороны и с другой стороны:
- ориентацией общества и его институтов на развитие интеллектуального потенциала учащихся;
- необходимостью восстановить, сохранить, а в перспективе обеспечить рост интеллектуального богатства общества в интересах как нынешнего, так и будущих поколений;
- совершенствованием педагогических и дидактических условий, ориентированных на развитие интеллекта,
- совершенствование содержания, внедрение и активное применение новых форм и методов, стимулирующих развитие мышления.
На своих уроках я столкнулась со следующими проблемами:
• неумение видеть ошибки и упущения в логике рассуждений при решении многих задач;
• неумение оценивать значимость данных;
• неумение оценивать соответствие выводов имеющимся данным.
Таким образом, я делаю вывод, что для повышения эффективности учебного процесса мне необходимо работать над развитием логического мышления учащихся.

3. Актуальность и перспективность опыта, его практическая значимость для повышения качества учебно-воспитательного процесса.
Школа №3, в которой я работаю, уже не первый год работает над проблемой «Становление и реализация индивидуальности учащихся и педагогов в условиях развивающей направленности обучения”, которая вытекает из общезначимой проблемы последних лет. Это: определенное снижение интеллектуального потенциала общества в настоящее время.
Это явление, если на него не реагировать, негативно отразится на исторических судьбах России, обусловит её экономическое, научно-техническое, политическое и культурное отставание от уровня мировой цивили¬зации.
Существенным фактором преодоления опасной для страны тен¬денции должна служить система образования. На неё, включая среднюю общеобразовательную школу, возлагается непростая зада¬ча: восстановить, сохранить, а в перспективе обеспечить рост ин¬теллектуального богатства России в интересах как нынешнего, так и будущих поколений. Отсюда важнейшей стороной деятельности школы следует считать интеллектуальное развитие учащихся.
Логическое мышление является составной частью общей культуры мышления, развитие которого является важнейшей задачей общего образования. Естественно, что логика мышления не дана человеку от рож¬дения, ею он овладевает в процессе жизни, в обучении. И роль информатики в развитии у учащихся логическо¬го мышления огромна хотя бы потому, что информатика, как ни¬какой другой предмет, может быть названа прикладной логи¬кой. В информатике ученик с наибольшей полнотой, наиболее вы¬пукло и зримо может увидеть демонстрацию почти всех основ¬ных законов элементарной логики.
Умение анализировать, сравнивать, обобщать, конкретизировать, классифицировать необходимо не только при решении учебных задач на уроках информатики, но и практически на всех уроках, особенно естественно – математического цикла. Умение думать – центральное умение при обучении. При столкновении с различными жизненными ситуациями, которые требуют быстрого анализа и принятия решения, может помочь развитое логическое мышление. Умение увидеть несоответствие между имеющейся информацией и сделанными выводами поможет избежать конфликтных ситуаций в жизни и, как результат - способствует сохранению здоровье. Таких примеров необходимости в дальнейшей жизни умения логически мыслить можно привести множество.

4. Новизна и теоретическая база опыта.
Наиболее убедительным основанием, определяющим тему исследования, является социальный заказ, отражающий самые острые, общественно значимые проблемы, требующие безотлагательного решения.
Педагогическая и психологическая литература, которую я изучала, помогла мне осмыслить теоретические основы эксперимента, разобраться в их сути, повысить педагогическое мастерство, обогатить себя новыми, а иногда и просто забытыми знаниями.
А вот разработок касающихся непосредственно темы моего исследования в литературе я не встречала. Некоторое внимание проблеме развития логического мышления на уроках математики уделяется в литературе по математике, но этого не достаточно.
Кроме того, в литературе очень много встречается интересных, нестандартных, логических задач, однако зачастую эти задачи слишком сложны для восприятия и трудны в решении. Главное же – почти ни в одной книге нет системы: в сборниках очень часто рядом помещаются задачи, отличающиеся друг от друга не только по степени сложности, но и по методу решения.
И ещё, в литературе очень мало внимания уделяется вопросам эвристических приёмов мышления, направленных на развитие умственных способностей школьников. Только в одной брошюре Т.Н. Мираковой «Развивающие задачи на уроках математике» я встретила характеристику основных эвристических приёмов и раскрытие содержания некоторых специальных видов задач, направленных на развитие логических способностей учащихся, но опять же это касалось математики.
Информатика наряду с другими предметами так же способна развивать мышление учащихся, умения и навыки умственного труда, и владение эвристическими приёмами необходимы учащимся на уроках информатики для самостоятельного управления процессом решения задач, в том числе и творческих и умения применять свои знания в новых, необычных ситуациях.
Выше перечисленные затруднения, недостаточность их освящения в периодической печати и «подтолкнули» меня к проведению педагогического исследования, касающегося развития логического мышления на уроках информатики.

Задачи эксперимента.
• Изучить состояние данной проблемы путём анализа литературы и образовательной практики.
• Изучить степень разработанности логических задач в литературе и отобрать из них те, которые обеспечат развитие логического мышления у школьников.
• Определить основные направления инновационной технологии развития логического мышления учащихся старших классов.
• Провести педагогический эксперимент по созданию и апробированию технологии развития логического мышления учащихся старших классов.
• Разработать систему логических задач по всем основным темам, изучаемым в информатике.
• Проанализировать результаты эксперимента и при необходимости ввести коррективы в созданную технологию.
• Обобщить итоги эксперимента, выступив на районном МО учителей информатики.
• Разработать методические рекомендации по применению логических задач на уроках информатики.

5. Ведущая педагогическая идея опыта.

Цель эксперимента: Отобрать и обработать на практике оптимальную систему упражнений и задач для развития логического мышления учащихся на уроках информатики.
Исходя из цели эксперимента, я выдвигаю следующую гипотезу: высокий уровень развития логического мышления учащихся реально достижим, если:
2) учащиеся будут выполнять специально подобранные учебные задачи;
3) реализовать индивидуально - дифференцированный подход к организации учебно-исследовательской деятельности учащихся.

6. Технология опыта.

Этапы эксперимента:
Теоретическое изучение проблемы;
Проведение эксперимента;
Обработка материалов эксперимента;
Внедрение результатов в педагогическую практику.

Применяемые методы исследования:
1) Анализ психологической, педагогической и методической литературы.
2) Обобщение опыта учителей информатики.
3) Наблюдение.
4) Сравнение.
5) Педагогический эксперимент.
6) Анализ продуктов деятельности.

Средства эксперимента.
Специально подобранные логические упражнения и учебные задачи.

Диагностика эксперимента.
1. Наблюдение.
2. Контрольные задания.
3. Контрольные срезы.

Применяемые мною методы исследования:
• Анализ психологической, педагогической и методической литературы.
• Обобщение опыта учителей информатики.
• Наблюдение.
• Сравнение.
• Индуктивные и дедуктивные умозаключения.
• Педагогический эксперимент.
• Тестирование.
• Вычисление средних величин.
• Анализ проведённого эксперимента.
Именно эти методы исследования помогли мне в формулировке темы исследования, проблем, целей и задач эксперимента. А также они были незаменимы в процессе самого эксперимента: в процессе подбора задач, выявления их эффективности и в подведении итогов этой работы.

7. Результативность.
Результатами моего исследования можно считать выступление на районном МО учителей информатики по теме «Применение логических задач на уроках информатики», создание банка логических задач по всем основным темам, изучаемым в информатике (часть из них приведены в работе в разделе 2.1.6 «Элементы логики»), кроме того, в марте на МО планируется творческий отчёт по теме моего исследования. Логическими задачами, которые подобрала и сгруппировала по темам, я поделилась с учителями информатики нашего района, и очень надеюсь, что они смогут использовать их в своей работе. Ведь организация систематической и целенаправленной работы по развитию логического мышления способствует развитию творческой индивидуальности учащихся.
Если рассматривать актуальность моей экспериментальной работы с точки зрения вклада в общее дело интеллектуального развития личности в школе, то моя исследовательская работа является кирпичиком в общем фундаменте, который строит весь коллектив школы, работая над проблемой «Становление и реализация творческой индивидуальности учащихся и педагогов в условиях развивающей направленности обучения».

8. Адресная направленность опыта.
Объектом эксперимента являются процесс обучения и воспитания учащихся старших классов средней школы №3 г. Кувандыка.
Результатами моей работы могут воспользоваться как молодые специалисты, так и учителя со стажем.

9. При каких условиях, используя данный опыт, можно получить устойчивые положительные результаты.
С точки зрения воспитания творческой личности, особенно важно, чтобы в структуру умственной деятельности школьника помимо алгоритмических умений и навыков, фиксированных в стандартных правилах, формулах и способах действий, вошли эвристические приёмы, как общего, так и конкретного характера. Владение этими приёмами необходимо для самостоятельного управления процессом решения творческих задач, применения знаний в новых, необычных ситуациях. Систематическая работа с задачами логического характера на уроках информатики способствует как более глубокому усвоению знаний, так и закреплению умений пользоваться эвристическими приёмами. Практика показала, что при решении этих задач создаются благоприятные возможности для проявления инициативы и самостоятельности учащихся, развития их творческого потенциала.




Категория: Опыт работы | Просмотров: 1749 | Добавил: admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024
Поиск
Календарь
«  Март 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz