Пятница, 19.04.2024, 07:59:13
Компьютер Информация Технологии
Главная
· RSS
Меню сайта
Категории раздела
Аттестация [0]
Опыт работы [5]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
 Классному руководителя
Главная » 2010 » Март » 10 » ИПМ - 2008
23:01:07
ИПМ - 2008
Информационно – педагогический модуль опыта работы учителя по проблеме «Развитие креативного мышления на уроках информатики»

Фамилия: Сагалаева
Имя: Галина
Отчество: Ивановна
Должность: учитель информатики
Стаж работы в должности: 21 год
Специальность по диплому: учитель математики
Общий педагогический стаж: 26 лет
Образовательное учреждение (полное название): МОУ «Гимназия № 1 г.Кувандыка Кувандыкского района Оренбургской области»
Район, город: г. Кувандык
Имеет: первую квалификационную категорию с 2002 года
Претендент на: на высшую квалификационную категорию
Научный руководитель: Логинова Т. В., старший преподаватель ИМПИ

1. Название проблемы, над которой работала

«Развитие креативного мышления на уроках информатики».

2. Условия возникновения проблемы, становление опыта.

Наблюдая за реальным педагогическим процессом на своих уроках и потребностью общества, я выявила противоречия
• между односторонностью, инерцией мышления, боязнью думать и рассуждать рискованно, и необходимостью общества восстановить, сохранить, а в перспективе обеспечить рост интеллектуального богатства общества в интересах как нынешнего, так и будущих поколений;
• между психологической "привычкой” к репродуктивной деятельности и слабо развитым умением найти и выбрать приёмы, способы решения проблемных, творческих задач и совершенствованием содержания, внедрением и активным применением новых форм и методов, стимулирующих развитие креативного (творческого) мышления учащихся.
Существующие противоречия позволило сформулировать проблему, над которой я работаю: «Развитие креативного мышления учащихся на уроках информатики».

3. Актуальность и перспективность опыта, его практическая значимость для повышения качества учебно-воспитательного процесса:

Образованные творческие личности востребованы во всех сферах современной жизни, особенно в сфере образования. Именно они двигают научно-технический и социальный прогресс. Тем не менее, в современной средней школе уделяется недостаточное внимание творческому развитию личности. Более того, развитие культуры мышления и интеллекта — зачастую побочный процесс, зависящий в большей степени от активности самого учащегося, а не от действий педагога. Кардинальные перемены, происходящие в современном обществе, закономерно выдвигают необходимость переориентации, как на развитие творческого мышления, так и на подготовку учителей к формированию творческого мышления учащихся.
Наиболее убедительным основанием, определяющим вопрос, над которым стоит работать, является социальный заказ, отражающий самые острые, общественно значимые проблемы, требующие безотлагательного решения.
Информатика наряду с другими предметами так же способна развивать мышление учащихся, умения и навыки умственного труда, владение эвристическими приёмами необходимы учащимся на уроках информатики для самостоятельного управления процессом решения задач, в том числе и творческих и умения применять свои знания в новых, необычных ситуациях.
Разработанным практическим материалом и методическими рекомендациями по развитию креативного мышления на уроках информатики могут воспользоваться
• молодые специалисты, так и учителя со стажем;
• как учителя информатики, так и учителя других предметов;
• как учителя нашей гимназии, так и учителя других школ района.

4. Теоретическая база опыта.

Для современной школы исключительно важной является проблема развития творческих способностей учащихся. Этой проблемой занимались и продолжают заниматься ряд отечественных и зарубежных ученых. Однако в практической работе сдвиги в направлении решения этой проблемы еще очень незначительны.
Исследованием этого вопроса занимались многие педагоги и психологи, такие как Ж. Пиаже, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Л. В. Занков, В. В. Давыдов, Р. С. Немов, Е. И. Рогов, они углубили теорию развития мышления и научно обосновали процесс решения творческих задач, охарактеризовали условия, способствующие и препятствующие нахождению правильного решения.
В последние годы изучение проблемы творчества в общетеоретическом плане, его развития в определенной степени активизировалось и стало предметом многих исследований (В.И. Андреев, Ю.К. Бабанский, Ф.Н. Гоноболин, И.Я. Лернер, B.C. Рахманин, В.А. Сластенин, Г.И. Щукина и др.).
Проблемы творческого мышления учащихся получили детальное освещение в психолого-педагогической литературе.
Теоретическую основу исследования проблем творческого мышления составили психологические теории:
• творчества и творческой деятельности (Г.С. Батищев, П.П. Блонский, Д.Б. Богоявленская, Р. Вудвортс, Дж. Гильфорд, В.Н. Дружинин, В.И. Загвязинский, А.Н. Леонтьев, И.Я. Лернер, М.К. Мамардашвили, Я.А. Пономарев, С.Л. Рубинштейн, O.K. Тихомиров, и др.);
• мотивации (Л.И. Божович, А.К. Маркова, Ю.М. Орлов, Н.М. Якобсон и др.);
• личности как субъекта творческой деятельности, индивидуальности и ее развития в деятельности (А.Г. Асмолов, В.Г. Богин, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, B.C. Мерлин, В.А. Сластенин, С.Л. Рубинштейн и др.);
• теория и технология обучения (Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, М.В. Кларин, Б.Т. Лихачев, B.C. Леднев, И.Я. Лернер, Г.К. Селевко, М.Н.. Скаткин и др.);
• теория целеполагания и формулировки целей обучения (В.П. Беспалько, Б. Блум, Д. Кратволь, П.У. Крейтсберг, И.Я. Лернер, Б.Т. Лихачев, И.В. Раченко, Г.К. Селевко и др.);
• теория развивающего обучения (Д.Н. Богоявленский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Н.А. Менчинская, Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эль-Конин, И.С. Якиманская);
• теория проблемного обучения (А.В. Брушлинский, В.М. Вергасов, М.Г. Гарунов, В.В. Давыдов, В.Т. Кудрявцев, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, A.M. Матюшкин, В. Оконь и др.);
• теоретические основы информатизации образования и использования компьютеров и новых информационных технологий в обучении (Л.Н. Бабанин, Б.С. Гершунский, Ю.В. Горин, М.П. Лапчик, O.K. Тихомиров и др.).
Однако, анализ психолого-педагогической и методической литературы показал, что, несмотря на большое число исследований, вопросы развития творческого мышления учащихся, в частности на уроке информатики, решены не в полной мере и требуют более детального изучения. Недостаточно раскрыты формы и методы, обеспечивающие целенаправленное, эффективное использование новых технологий обучения в целях развития творческого мышления учащихся. Малоизученны и недостаточно исследованы ряд актуальных вопросов, связанных с возможностями новых информационных технологий в процессе развития творческого мышления.

5. Новизна опыта.

В литературе, которую я изучила, очень мало внимания уделяется вопросам эвристических приёмов мышления, направленных на развитие умственных способностей школьников на уроках информатики.
Поэтому новизна опыта состоит в организации скоординированной совместной деятельности учащихся на уроках информатики по развитию креативного мышления, овладение эвристическими приёмами необходимыми учащимся на уроках информатики для самостоятельного управления процессом решения задач, в том числе и творческих, в результате которых приобретаются и развиваются умения применять свои знания в новых, необычных ситуациях.

6. Технология опыта.

Основными особенностями творческого мышления как интеллектуальной системы являются умение анализировать любые проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить для них решение на уровне идеальных, прогнозировать возможные варианты развитий.
Для развития креативного мышления применяются следующие методы.

1. Выходить из шаблона.
Все знают, что для развития креативного мышления думать надо оригинально и нестандартно. Однако, проблема в том, что в большинстве случаев подобные рекомендации просто не работают. Будучи в плену определенной матрицы мышления, выйти за ее пределы не так легко, как кажется и нужно нечто большее, чем простое желание это сделать. Как социальная система обычно сопротивляется новому (негэнтропии), также и наши шаблоны будут сопротивляться новым ассоциациям и моделям. Чтобы это преодолеть нужно нечто большее. А именно.

2. Доступ к альтернативным источникам информации.
Умение видеть ситуацию с разных точек зрения; умение одновременно анализировать (пользоваться дедукцией, разбивать на части) и обобщать (пользоваться индукцией или генерализацией); умение видеть скрытые связи и проводить параллели.

3. Способность видеть скрытые связи и проводить параллели
является завершающим и ключевым фактором развития креативного мышления. В некотором роде это "синтез информации".
Для тренировки такого «синтетического мышления» психологи советуют такое упражнение, которое можно проводить на уроке в качестве разминки. Попробуйте найти как можно больше возможных связей для совершенно не связанные между собой вещей (например, книга жалоб и предложений и какой-нибудь закон Ньютона). Если «креативный процесс» не идет, то можно повторить это упражнение с другой парой, а потом с тремя вещами.
Развитие креативного мышления идет именно через такие (возможно, кажущиеся глупыми, но дающие реальный эффект) упражнения. Однако для того, чтобы им эффективно пользоваться на практике, нужно уметь правильно использовать внешнюю информацию и разные ее источники.
Если есть желание, то всему не так уж трудно научиться. Мыслить креативно – это научиться мыслить более широко, выйти за пределы привычного коридора мышления и с помощью этого добиться высоких результатов во всех областях - от карьеры до личной жизни.
Психологические исследования и опыт обучения в школах США и России показывают, что практически все дети обладают творческим потенциалом, который эффективно развивается при систематических занятиях. Приобретенные на занятиях по развитию творческого мышления способности, навыки и умения дети эффективно переносят на учебные предметы в школе, в повседневную жизнь, достигая значительно больших успехов, чем их менее творчески развитые сверстники.
Став взрослыми, творчески развитые юноши и девушки быстрее находят подходящее для реализации их потенциала и амбиций место работы, легче и полнее адаптируются к условиям труда, более гибки, точны и эффективны в решении профессиональных задач. Именно такие профессиональные кадры крайне востребованы в современном общественном производстве, когда стандартные, шаблонные способы достижения результата уже практически исчерпали себя.
Творческое мышление не может формироваться от случая к случаю, оно требует целенаправленного обучения и развития. В противном случае оно просто угасает.
Сегодня существует курс развития творческого мышления составленный на основе известной теории структуры интеллекта американских психологов Дж. Гилфорда и П.Торренса.
Этот курс предназначен для развития следующих творческих мыслительных способностей:
1. Беглость - это способность быстро генерировать поток идей и возможных решений.
2. Гибкость - это способность применять разнообразные подходы и стратегии при решении проблем.
3. Оригинальность - это способность создавать умные, уникальные и необычные идеи и решения.
4. Способность к детальной разработке - это способность расширять, развивать и подробно разрабатывать идеи.
П.Торренс (1987) провел исследования творчества с целью найти критерии проявления и способы измерения творческих особенностей.
Торренс выделяет пять принципов, которыми должен руководствоваться учитель, чтобы поощрять творческое мышление:

• Внимательно относиться к необычным вопросам.
• Уважительно относиться к необычным идеям.
• Показывать детям, что их идеи имеют ценность.
• Предоставлять удобные случаи для самостоятельного обучения и хвалить за это.
• Предоставлять время для неоцениваемой практики или обучения.

С целью изучения возможностей целенаправленного влияния на развитие стимулов творческой личности нами были выявлены педагогические условия.
В качестве стимулирующего воздействия на развитие творческой личности учащихся, с нашей точки зрения, просматриваются следующие педагогические условия:
1. взаимодействия педагога и учащихся, обусловленных характером складывающихся взаимоотношений между ними;
2. эстетика взаимоотношений педагога и учащихся, предполагающая нестандартный подход в оценке их деятельности и осознания ценности творчества каждого учащегося;
3. сотворчество;
4. создание положительного микроклимата в процессе учебно-познавательной деятельности;
5. ценностные ориентации учащихся в процессе познавательной деятельности;
6. создание ситуации реального успеха;
7. создание для каждого учащегося индивидуальной зоны творческого развития.

Для проверки выдвинутой нами гипотезы о возможности достижения высокого уровня развития креативного мышления учащихся на уроках информатики было организовано экспериментальное исследование. Исследованием было охвачено 24 ученика 11. А класса на протяжении с октября по февраль 2007 – 2008 учебного года.
В эксперименте использовался набор тестов по выявлению коэффициента интеллектуальности «Ваш творческий потенциал» (Г.Ю. Айзенка), креативные тесты П. Торранса и Ф. Вильямса (модифицированный Е.Е. Туник) и упражнения на неделю для развития креативного мышления (Автор Андрей Малыгин).
Все упражнения и задания в тестах Торренса построены таким образом, что их можно выполнять как с помощью письменной речи, так и рисунков.
Выбранная система диагностик, как показал эксперимент, отслеживала процесс постепенного развития творческих умений и навыков, помогала корректировать занятия по развитию творческих способностей, способствовала осознанному продвижению учеников к избранной цели.
Подобранные диагностики развития творческих способностей помогли в решении задач эксперимента:

1. Выявить исходный уровень развития творческих способностей учащихся.
2. Скорректировать проводимые занятия с учетом оценки уровня сформированности необходимых качеств мышления.
3. Разработать систему творческих заданий на уроках информатики.
4. Обосновать и экспериментально проверить эффективность системы творческих заданий на уроках информатики.

По результатам полученных данных приступили к апробации системы творческих заданий в процессе экспериментального обучения.
Учащимся были предложены «Упражнения на неделю для развития креативного мышления» Андрея Малыгина. Причем, эти задания выполнялись учащимися и на уроках и дома.
На обучающем этапе отрабатывались приемы и навыки, необходимые для выполнения творческих заданий. И только после этого возможен переход к самостоятельному их выполнению. В результате самостоятельного выполнения творческих заданий учащиеся могли
  •  Размышлять над проблемой на аналитическом уровне;
  •  Синтезировать материал, делать выводы;
  •  Применять полученные знания в измененной ситуации;
  •  Самостоятельно создать ситуацию с применением полученных знаний.
Это эффективно влияло на путь развития каждого обучаемого, развитие его самостоятельности и инициативы, индивидуального почерка и творческих способностей.
Творческие задания, предлагаемые на уроках информатики удобнее всего разделить на разделы: задания по технологиям, программирование, логика, системы счисления и др. Мы постарались систематизировать их и отобразить в Приложении 8.
Сравнивая показатели основных характеристик креативности в начале и в конце эксперимента мы выявили, что все показатели повысились. Для более детальной обработки данных, составили сводную таблицу, в которой отразили, сколько учеников и каким уровнем основных характеристик креативности они обладали в начале эксперимента и чего добились в результате. Средняя динамика беглости, гибкости, оригинальности и точности учеников в классе, представлена в таблице 1.

Таблица 1. Динамика развития основных характеристик креативности.

Уровни         Беглость             Гибкость         Оригинальность           Точность
                  В нач. В кон.      В нач. В кон.        В нач. В кон.         В нач. В кон.
Высокая       6          10             6          9                5         8                 12        18
Средняя      13         12            14        13              10       11                 9          7
Низкая         6           3              5          3              10        6                  4          0

Данные таблицы 1. показывают, что значительно повысилась точность мышления, не осталось учеников с низким уровнем точности. Высокий уровень остальных характеристик повысился в 1,5-1,6 раза, а низкий уровень уменьшился в 1,6 – 2 раза.
Это дает право сделать вывод о том, что разработка и применение творческих заданий оправдывает себя в практике преподавания информатики в средней школе.
Таким образом, система творческих заданий позволяет формировать у учащихся творческие качества личности (воображение, самостоятельность, гибкость, критичность мышления и т. д.), умение творчески мыслить в различных проблемных ситуациях.
Анализ исследования и апробация опыта применения творческих заданий на уроках информатики позволил прийти к выводу, что развитие творческого потенциала учащихся создает, прежде всего, благоприятные условия для развития мышления, памяти, воображения. В результате обычного мышления развивается мозг ребенка, память, приобретается гибкость мышления.
Формирование творческого мышления на уроках информатики, через решение определенного типа задач, в форме увлекательных игр, обогащает педагогический процесс, делает его более содержательным, влияет на развитие ученика, как на творческую личность.
В современных условиях школа, к сожалению, особенно средняя (возможно потому она и называется средней), ориентируется в основном на «среднего» ученика. Что же касается творчески одаренных и способных учащихся, то негласно считается, - они сами себе пробьют дорогу. Вместе с тем, проблем с творчески одаренными учащимися возникает более чем достаточно. Парадокс заключается в том, что одаренный, творческий человек, не может жить по системе правил, запрограммированных школой и ее учителями. Работа учителя с творчески одаренными детьми в условиях массовой школы, естественно, требуют систематической дифференциации и индивидуализации их обучения и воспитания. Первое условие развития творчески одаренных учащихся – это создание условий для более ранней профилизации и профессионализации обучения. Таким учащимся требуются более разнообразные формы работы: дискуссии, конкурсы, олимпиады. Каждый год приходят новые ученики и всегда среди них есть один или два, которые требуют особого внимания, индивидуального подхода, особых программ обучения. Это одаренные ребята в области информатики, в некоторых областях знаний по информатике они знают значительно больше учителя. К ним надо найти индивидуальный подход, создать условия для дальнейшего творческого развития. Необходимо выяснить области знаний, в которых они «асы», подобрать им задания для дальнейшего роста, заинтересовать их другой деятельностью.
Работа с такими учащимися по их творческому саморазвитию включает в себя следующие направления:
• Углубление представлений учащихся об особенностях их характера, потребностях, мотивах, привычках и способностях.
• Помощь учащимся в осознании их профессиональных склонностей, интересов и способностей.
• Расширение мыслительной деятельности учащихся в направлении их профессионального самоопределения.
• Побуждение учащихся заняться самовоспитанием, саморазвитием, самосовершенствованием.
• Оказание помощи конкретному ученику в поисках резервных возможностей, по определению их вредных привычек, слабоволия, неорганизованности.
Работы учеников, обладающих одаренностью в области информационных технологий, представлены в виде проектов:
• исследовательский проект «Вы покупаете компьютер. Как его выбрать?» (Мишин Михаил),
• практико – ориентированный проект «Копирование файлов по локальной сети» (Егоров Сергей),
• проект зрительной и психологической релаксации «Долина счастья» (Карайланиди Денис),
• межпредметный проект «Вирусы в жизни и компьютерной среде» (Казбеков Газинур»,
• поект «Создание школьного сайта» (Рудных Виталий),
• исследовательская работа «Использование и роль Интернета в гимназии № 1 г. Кувандыка» (Жмакин Александр)

8. Результативность (устойчивые положительные результаты деятельности).

Педагогический эксперимент по созданию и апробации технологии развития креативного мышления учащихся на уроках информатики помогли выявить исходный уровень развития творческих способностей, скорректировать проводимые занятия с учетом оценки уровня сформированности необходимых качеств мышления, разработать систему творческих заданий на уроках информатики, обосновать и экспериментально проверить эффективность системы творческих заданий на уроках информатики.

8. Адресная направленность опыта.

Данный опыт работы поможет учителям информатики средних общеобразовательных школ, осваивающих современные технологии для достижения устойчивых положительных результатов по развитию креативных способностей учащихся. Перспективность - в раскрытии больших возможностей для формирования творческой деятельности школьников, как на уроках, так и во вне урочной работе.

9. При каких условиях, используя данный опыт, можно получить положительные результаты.
Для достижения положительных результатов по развитию креативного мышления необходимо использовать:
  •  индивидуальный и дифференцированный подход,
  •  активные методы обучения на уроках,
  •  высокий уровень самостоятельной работы учащихся на уроках,
  •  доступ к альтернативным источниках получения информации,
  •  непрерывность использования творческих заданий на уроках.

.
Дата защиты: 4.04.2008

Категория: Опыт работы | Просмотров: 13514 | Добавил: admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 191 2 »
19 StevenVem  
0
Hello

18 было познавательно прочесть, спасибочки  
0
было интересно читать, интересно пишешь

17 Brormaspary  
0
Спасибо ;-)

16 antindDueta  
0
Наши менеджеры подскажут Вам http://moscow.recikl.ru - какую пластиковую карту лучше всего изготовить для Вашей компании.Предлагаем скидки до 25% для рекламных агентств и других посредников!
Подробнее http://moscow.recikl.ru/ - тут

15 vanullieple  
0
Данный пост — одно из немногих исключений, когда читаешь с интересом и что-то для себя выносишь. Спасибо автору. Добавлю в избранноеhttp://voronezh.recikl.ru/ - . :)

14 <a href='http://in-disguise.com/'>VPN GUI</a>  
0
Hello Generally there. I found your website using google. This is certainly a new very well written article.

13 utiptusersE  
0
Has taken from paid resources and now I share with you the best XXL video free of charge!!!
http://letitbit.net/download/36717.3b914bcbbb665f892b333fed5cae/Olivia_Fuckmefilthy.wmv.html
Has seen already more than 3 000 person!!!

12 <a href='http://in-disguise.com/'>Vpn Gui</a>  
0
I just hope that you dont lose your style because youre definitely one of the coolest bloggers out there.

11 <a href='http://vpn-enigma.com/vpn'>Vpn</a>  
0
This will probably be the proper weblog in case you truly wants to look at this topic.

10 spillaIntiply  
0
[url=]Otlichno[/url] mne nravitsy.

1-10 11-19
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024
Поиск
Календарь
«  Март 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz