Моя педагогическая концепция - 10 Марта 2010 - Классному руководителя - Компьютер Информация Технологии
Суббота, 10.12.2016, 02:14:21
Компьютер Информация Технологии
Главная
· RSS
Меню сайта
Категории раздела
Аттестация [0]
Опыт работы [5]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
 Классному руководителя
Главная » 2010 » Март » 10 » Моя педагогическая концепция
22:31:57
Моя педагогическая концепция

Учитель информатики гимназии № 1 г. Кувандыка
Сагалаева Г. И.


Современная школа – динамичный, быстро развивающийся во времени и пространстве организм. За последние 10 лет своего развития школа стала совсем другой:
• Если это внедрение новых технологий, то на первом месте – личностно – ориентированная, педагогика сотрудничества;
• Если это воспитание личности, то личности здоровой, духовной, конкурентноспособной, которая может не только адаптироваться в сложных жизненных ситуациях, но найти свое место и стать полезным участником преобразований, новообразований, нововведений;
• Если это всеобщая информатизация, то перестройка современного программного и аппаратного обеспечения;
• Если это работа с одаренными, то на уровне I – II курсов институтов;
• Если это современно мыслящий учитель, то он гарант создания таких условий обучения и воспитания, которые позволят каждому ученику перейти от обучения к самообучению, от воспитания к самовоспитанию, от развития к саморазвитию.
Сложность решаемых проблем, степень ответственности возлагаемых обществом на учителя задач направлены своей созидательной сущностью на совершенствование самого главного на Земле, – Человека. Какие бы методы и педагогические технологии ни осваивал и ни применял учитель, его личностное влияние на духовный мир юной личности всегда будет определяющим. Не случайно среди личностных качеств, которые особенно ценят в учителе ученики, чаще всего называют любовь к детям, доброжелательность, чуткость, справедливость, требовательность, чувство юмора, оптимизм и творческое отношение к делу. Чтобы овладеть этими качествами, необходимо быть духовно богатой, интеллигентной и творческой личностью.
Глубоко был прав Ушинский К.Д., который писал: «Нет сомнения, что многое зависит от общего распорядка в заведении, но главнейшее всегда будет зависеть от личности непосредственного воспитателя, стоящего лицом к лицу с воспитанником: влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебником, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений».
Каждый из нас при упоминании слова «Учитель», мысленно возвращаемся в прошлое и, вспоминая своих лучших учителей, чаще всего воссоздает в памяти не столько профессиональные качества учителя, сколько учителя как целостную личность.
При описании своей педагогической концепции, я старалась оценить свою педагогическую деятельность, как нечто целое, неразрывное, но вместе с тем учесть следующие направления:
• Я как преподаватель
• Я как воспитатель
• Я как методист
• Я как исследователь
• Я как интеллектуальная личность и человек культуры

I. Я как преподаватель

Образование сейчас - не социальная сфера, к которой ее всегда относили, а «производственная сфера». Она воспроизводит кадры, интеллект. Сегодняшнее образование должно готовить как «человека знания», так и «человека компетентностей». Первые продолжат свое образование в ЮРГУ, Московском университете или Кембридже и будут способны сделать что-то свое в таких областях, как теория техногенных цивилизаций, геоэкономика, нанотехнологии и т. д. Другие будут способны жить в новом обществе, решать серьезные, предметные, но не столь амбициозные задачи.
Поэтому учителю необходимо перенести акцент с формирования содержания учебных материалов на развитие компетентностей.
Чтобы достичь нового качества образования надо уделять серьезное внимание освоению новых технологий, которые позволят результативно внедрять модернизационные идеи. Но при этом из профессионального портфеля учителя нельзя изымать известные, но пока еще не совсем освоенные базовые технологии: проблемного, развивающего, модульного, концентрированного, активного, дифференциального обучения.
Информатика, как ни какой другой школьный предмет, аккумулирует в себе огромный потенциал знаний, сформированный под воздействием бурно развивающейся компьютерной индустрии. Но изучение разных технологий – не самоцель информатики. Роль ее в другом – развитие, развитие и еще раз развитие ребенка с использованием при этом его естественного интереса к компьютеру. Информатика, именно та дисциплина, где реально можно воплотить идею развития системного мышления у каждого учащегося.
В арсенале современных инновационных средств и методов, обеспечивающих внедрение компетентностно – ориентированного образования, особое место занимает технология проектного обучения, которая широко используется мною, как на уроках, так и во внеурочное время: на занятиях кружка и элективных курсах по информатике.
Технология проектного обучения, в основе которой лежит креативность, дает возможность ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно конструировать свои знания, в результате чего формируются ключевые компетенции учащихся: трудовые, коммуникативные, социальные.

II. Я как воспитатель

Какое бы направление деятельности ни выбрал учитель, какую бы педагогическую задачу он ни решал, главная функция его деятельности – воспитательная. Наиважнейшей и приоритетной ценностью учителя – воспитателя является ребенок, его духовно – нравственный мир. Этой ценностной ориентации придерживаюсь я в своей работе: я люблю своих воспитанников, забочусь об их здоровье и самочувствии, интересуюсь их успехами и неудачами.
Добиться доверия своих учеников, и даже любви очень нелегко, и оно приходит не сразу. С выпускниками 2005 года - 11 Б классом, где я была классным руководителем, и 11 А класса – в котором я работала только как учитель информатики, были такие искренние, даже дружеские, отношения, что работа в этих классах доставляла обоюдное удовольствие. Сейчас, также легко работать в 11 А классе, мы понимаем друг друга с полуслова, с полувзгляда. При этом все, что требуется от педагога: просто чувствовать и оценивать индивидуально – психологические качества своих учеников, знать их интересы, склонности, способности, стартовые возможности и особенности характеров. В этом особо помогают гностические возможности учителя – воспитателя (анкетирования, тестирования, опросники, индивидуальные беседы).
Среди педагогических задач, которые приходится постоянно решать как на уроках, так и во внеурочное время выделяю главные:
• Умение и способность настроить, заинтересовать, мотивировать учащихся на конкретную деятельность, на активное участие в важном и нужном, по моему мнению, мероприятии (например – очистка ступеней памятника Родины – Мать от снега, или интерес к программированию – за счет подборки интересных задач).
• Осуществлять коллективное взаимодействие, сотрудничество и сотворчество в ученическом коллективе (распределение поручений в классе, ролей в походе, участие в классном часе, создание проекта «Отблески Великой Победы»).
• Ориентироваться на сотрудничество и сотворчество с учениками в решении поставленных воспитательных задач (вести активный диалог с учащимися, уметь слушать, быть готовой выслушать, уметь шутить, быть спокойной в критических ситуациях).
• Осуществлять самоконтроль, а в некоторых случаях и самокоррекцию своей педагогической деятельности (не кричи!, при необходимости – извинись).
• Выполнять функцию интеграции всех воспитательных воздействий на личность ученика: семьи, школы, улицы, друзей. Уметь вовремя прийти на помощь ученику (у Ж.В. – проблемы в семье, у Н.Ж – проблемы отношений с одноклассниками).
• Уметь проектировать и прогнозировать все свои действия и свою педагогическую деятельность (на год, на неделю, на день).
Сегодня, в условиях современных модернизационных процессов в образовании, нам учителям следует пересмотреть характер взаимодействия родителей и педагогов. Они должны строиться на основе равенства, взаимного уважения, высокого уровня толерантности, доброжелательности и заинтересованности в успешном осуществлении сотрудничества. Но пока эти партнерские отношения не приняли устойчивого характера во взаимоотношениях педагогов и родителей, нам, педагогам, следует учиться новому профессиональному навыку – быть на стороне подростка.
А еще, хотелось бы сказать следующее. Только счастливый учитель может подарить своему ученику несколько лет ученического счастья. Только добрый учитель может посеять зерна доброты в душах своих учеников. Только творчески саморазвивающийся учитель может стать образцом и стимулом для творческого саморазвития своих учеников. Поэтому надо быть тем учителем, которого ждут от нас наши ученики.

III. Я как методист

В современных условиях деятельность учителя, как методиста широка и многообразна. Учитель становится «учителем – методистом» с того момента, когда он оказывается способным не только на высоком уровне педагогического мастерства вести уроки и осуществлять воспитательную деятельность, но и передавать свой опыт другим.
Учитель как методист развивает и реализует себя по-разному, но его деятельность в значительной степени зависит от постановки методической работы в школе.
Основными направлениями моей деятельности как учителя методиста стали:

• Непрерывное повышение профессионализма и мастерства:
1. проведение «открытых уроков». «Открытый урок» - это очень ответственная, требующая много сил и энергии форма обмена педагогическим опытом, но она же является одной их самых действенных форм для последующего анализа, дискуссий, оценки достоинств и недостатков деятельности учителя.
2. участие в смотре – конкурсе «Учитель года», что является стимулом для осмысления и обобщения собственного педагогического опыта, с одной стороны, и позволяет увидеть, на каком уровне и как работают лучшие учителя других школ, с другой.

• Непрерывная работа по самообразованию и профессиональному саморазвитию.
1. прохождение проблемных курсов на базе ООИПКРО.
2. самостоятельное изучение новых программных продуктов и внедрение их в практику своей работы.

• Методическая работа учителя за рамками школы.
Выступление на городских и районных МО информатики с такими докладами:
1. Развитие логического мышления на уроках информатики. Разработка банка логических задач по всем темам информатики, апробирование их в классах с разным уровнем обучения, отслеживание результатов в течение двух лет.
2. Методика дозированных заданий на уроках информатики.
3. Алгоритмика и программирование.
4. Первые уроки в Microsoft Excel.
5. Проектная деятельность учащихся на уроках информатики.

• Целенаправленная работа по внедрению новых информационных технологий среди учителей:
1. По программе «Intel@ - Обучение для будущего» по проектной методике. (В 2004 – 20005 учебном году прошли обучение 12 учителей гимназии № 1; в 2005 – 2006 уч. году на курсах «Базовые информационные технологии и проектная деятельность» обучаются 11 учителей).
2. Разработка программы для подсчитывая СОУ, созданная в Microsoft Excel.
3. Обучение учителей составлению «Листа хорошиста» и созданию тестов с помощью Microsoft Excel.
4. Оказание помощи учителям по подготовке и проведению уроков с применением новых информационных технологий.

• Оснащение кабинета информатики не только техническими средствами, но и методическими пособиями и дидактическими материалами, дающими широкие возможности для использования компьютерной техники.

IV. Я как исследователь

Творческий подход к своему делу и творческое вдохновение есть тот пусковой механизм, который создает учителя – исследователя. Для учителя - исследователя очень важно овладеть целой системой исследовательских умений, среди которых, прежде всего, следует выделить диагностические умения, связанные с процедурами применения разнообразных методов наблюдений, диагностики и тестирования актуальных и потенциальных уровней развития учащихся.
Мне, как учителю – исследователю, во многом помогает творческая рефлексия, активизация процессов самопознания и самосознания, как причин успеха, так и неудач, особенно в ситуациях педагогической импровизации, педагогического творчества, организации педагогических экспериментов.
Не менее важно для учителя – исследователя в школе или за пределами ее найти себе единомышленников. У нас в гимназии – идеальный вариант: создано научно - исследовательское общество учащихся «Alma Mater», в котором ученики под руководством учителей – исследователей ведут большую исследовательскую работу, добиваясь хороших результатов на областных и Всероссийских конкурсах. В 2005 году на Научно - практической конференции «Науке – старт молодых» учащиеся, занимающиеся на спецкурсе по информатике, выступили с исследовательским проектом «Отблески Великой Победы», посвященным 60 – летию Победы в Великой Отечественной войне.

V. Я как интеллектуальная личность и человек культуры

Труд учителя сложен и многогранен. Работая с детьми, нужно постоянно быть готовым к любым неожиданностям. Постараться выйти достойно из любой, даже самой щекотливой ситуации, учителю помогает, в первую очередь, высокая эрудиция, знания педагогики и психологии поведения детей, А часто учителя спасает обыкновенное чувство юмора, если конечно оно у него есть.
Чувство юмора помогает учителю нейтрализовать сильное напряжение, присутствующее в педагогическом процессе. Недаром говорят, что весёлый педагог обучает лучше угрюмого. Если в арсенале педагога есть шутки, прибаутки, пословицы, удачные афоризмы, дружеские подковырки, то это позволяет ему создать в классе положительный эмоциональный фон, заставляя учащихся посмотреть на себя и на ситуацию с комической стороны. Шутки на уроке помогают снять стресс, расслабиться и тем самым лучше усвоить материал.
При этом, однако, следует строго следить за наличием педагогического такта, соблюдать чувство меры в общении с учащимися.
На первых уроках при овладении навыков работы с компьютером у учащихся возникают многие трудности: то текст пропадёт, то печатают они его строчными буквами, то компьютер начинает выполнять совсем не запланированные операции или просто зависает. В этих случаях, чтобы снять напряжение учащихся, преодолеть барьер боязни, я объявляю себя фокусником, способным всё вернуть на круги своя. И ребята постепенно привыкают к тому, что всё или почти всё можно исправить, перестают бояться и сами вскоре становятся «фокусниками».
На уроках я часто использую сравнения. Если у ученика не получается рисунок в графическом редакторе, то я обращаю внимание всех на этот рисунок и объявляю, что это будущие импрессионисты, или, родился ещё один Ван Гог или Сальвадор Дали или Поль Гоген. Если, работая с демонстрационной версией учебного исполнителя ЧЕРЕПАШКА, кони начинают летать, а флаги ходить, то просто необходимо сравнение коней с пегасом, а флагов с любым оборотом из стихотворения Чуковского «Мойдодыр», например: «И подушка как лягушка ускакала от меня».

Часто задумываюсь, почему мне нравится профессия учителя. Сознание необходимости профессии для общества? Может, дело в уважении или самоуважении, которое предполагает наша профессия? Или в возможности постоянно развиваться, учиться чему-то новому вместе с детьми? Творчество тоже немаловажная деталь нашей работы. Не бывает одинаковых уроков - один непохож на другой. Как не бывает похожих детей - у каждого свой мир, свой характер. Ребёнок больше всего радуется, сам, открывая мир, который мы принимаем, как нечто само собой разумеющееся. Современные дети – это новое поколение новых людей с планетарным мышлением, личной философией, культурным плюрализмом, с новой системой ценностей. И учить их может учитель, который видит в них единомышленников, соратников, сотоварищей.
И, может быть, работая с такими детьми, я люблю чувствовать себя военачальником, который разрабатывает свою стратегию урока, стратегию воспитания. Школа - неисчерпаемый кладезь возможностей проявить себя…
Каждому из нас в жизни встретился хотя бы один учитель, которого мы никогда не забудем, учитель, который открыл нам глаза, изменил нашу жизнь, раздвинул стены класса. Их много – безвестных, никем не прославленных, кто своим чудесным даром прививает детям любовь к познанию, и эта любовь живёт в них до самого конца.
Таким учителем пытаюсь стать и я. Строить свою педагогическую деятельность по законам доброты меня учили мои учителя, мои наставники, мои родители, мои ученики. Девизом моей жизни стали слова великого русского педагога В. А. Сухомлинского: «Что же самое главное было в моей жизни? Без раздумий отвечаю: любовь к детям».


Категория: Опыт работы | Просмотров: 5638 | Добавил: admin | Рейтинг: 3.3/3
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2016
Поиск
Календарь
«  Март 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Бесплатный хостинг uCoz