Активные методы обучения
Понятие "активные методы обучения" с точки зрения лингвистического значения не вполне точно отражает суть явления, так как любой метод обучения как способ взаимодействия учителя и учащихся предполагает активность обеих сторон в педагогическом процессе. В современной дидактике данное понятие обычно употребляется по отношению к методам обучения, в реализации которых максимум активности приходится на учащихся, а деятельность педагога главным образом направлена на организацию и коррекцию познавательной деятельности учащихся. К таким методам чаще всего относят проблемные беседы, учебные дискуссии, творческие практические и самостоятельные работы учащихся, дидактические игры и др. Активные методы обучения могут использоваться на традиционном уроке, но чаще их применяют на семинарах, практикумах, факультативах, внеаудиторных и других формах организации обучения. В качестве примера активного метода обучения приведем описание эвристической беседы (по Г.И. Лернеру). Эвристическая беседа - система логически взаимосвязанных вопросов учителя и ответов учащихся, конечной целью которой является решение целостной, новой для учащихся проблемы или ее части. Специфические особенности: 1. Целевая направленность беседы на решение какой-либо новой для учащихся проблемы. 2. Логическая взаимосвязь вопросов учителя, представляющих шаги решения проблемы. В зависимости от ответов учащихся вопросы могут меняться и корректироваться. 3. Проблемный характер большей части вопросов, включаемых в беседу. 4. Самостоятельность учащихся в поиске ответов на поставленные вопросы, основанная на имеющемся багаже знаний, но приводящая к новым знаниям и новым способам деятельности. Эвристическая беседа стимулирует у учащихся активный интерес к изучаемому материалу; стремление принять участие в поиске, предложенном учителем; является средством вовлечения ребят в самостоятельный поиск новых знаний и способов познавательной деятельности; обучает последовательности шагов поиска решения, облегчает усвоение отдельных операций творческой деятельности. Основным условием эффективности является правильное конструирование вопросов, т.к. в беседе вопрос учителя - это, по преимуществу, посильная проблемная подзадача, требующая решения небольшой части проблемы, поставленной в начале беседы. Требования к вопросам: - посильность; - четкость формулировки; - направленность формулировки вопроса на стимулирование аргументированного ответа ученика; - каждый последующий вопрос - логическое продолжение предыдущего или ответа ученика; - опора вопроса на имеющийся запас знаний у учащихся с выходом за его рамки с целью получения новых знаний; - необходимость воспроизведения усвоенных ранее знаний, как опоры в дальнейшем поиске.
|