Методы педагогического исследования - Методика - Учителю информатики - Компьютер Информация Технологии
Суббота, 10.12.2016, 02:13:09
Компьютер Информация Технологии
Главная
· RSS
Меню сайта
Категории раздела
Календарно - тематическое планирование [14]
Методика [11]
Разработки уроков [8]
Элективные курсы [5]
Дидактический материал [9]
Внеклассная работа [6]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
 Учителю информатики
Главная » Статьи » Методика

Методы педагогического исследования
Методы педагогического исследования

Методы педагогического исследования - способы познания и преобразования педагогической действительности. Педагогика использует собственно педагогические, общенаучные и межнаучные методы. Основные методы исследования, применяемые в педагогике можно условно разделить на следующие группы:
- теоретические (индукция, дедукция, контент-анализ, мысленный эксперимент, внеконтекстные операции с научными понятиями, теоретическое моделирование с использованием модальной логики и др.);
- аналитические (анкетирование, интервьюирование, анализ документации, педагогическое наблюдение, тестирование, социометрия, парное сравнение, метод независимых характеристик, и т.п.);
- экспериментальные (педагогический эксперимент как способ проверки гипотез в естественных и искусственных условиях);
- методы математической статистики (определение достоверности и репрезентативности данных, установление корреляций, вычисление средних величин, математическое моделирование и пр.).
В современной педагогике методы педагогического исследования используются не только в качестве инструмента педагогической науки, но и становятся способами практической работы педагога (педагогическая диагностика в деятельности воспитателя, внутришкольный административный контроль, педагогический эксперимент в творческом поиске учителя, профессиональная диагностика в методической и управленческой работе и др.).

Методы обучения - способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся в обучении, направленные на реализацию дидактических функций. В педагогической науке нет единого подхода к классификации и номенклатуре методов обучения. В зависимости от основания классификации методы обучения подразделяют на:
- словесные, наглядные и практические (по источнику информации);
- репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, проблемные, частично-поисковые и исследовательские (по характеру познавательной деятельности школьников);
- методы объяснения материала, его закрепления, методы применения знаний на практике и формирования умений, методы повторения и обобщения материала, методы контроля обученности (по основным дидактическим задачам);
- индуктивные и дедуктивные методы (по характеру организации направления познания (от частного к общему или наоборот);
- методы организации учебно-познавательной деятельности, ее мотивации и контроля эффективности (по основным компонентам деятельности).
Несмотря на обилие подходов к классификации методов обучения, основной их набор может быть рассмотрен в рамках первой из перечисленных, причем деление по другим основаниям относится к тем же самым методам и отражает лишь изменение характера их построения и применения.
Словесные
1. - РАССКАЗ (повествовательное изложение фактов, событий, описание явлений; учащиеся во время рассказа записывают основные положения под диктовку учителя);
2. - ОБЪЯСНЕНИЕ (логическое доказательство теоретического положения, выведение связи, закономерности, уяснение противоречия и т.п.; учащиеся фиксируют логику объяснения по указанию учителя);
3. - ЛЕКЦИЯ (целостное, логически законченное изложение теоретического материала, иллюстрированное необходимыми примерами и фактами; лекция начинается с сообщения аппарата /тема, план, литература, основные научные понятия/ и закачивается выводами или резюме; ученики свободно конспектируют лекцию, используя для этого заранее освоенные приемы);
4. - БЕСЕДА (диалогический метод обучения, позволяющий сообщать новый учебный материал, закреплять и контролировать ранее полученные знания; вопросы беседы должны подразумевать получение аргументированного ответа учащихся, причем каждый последующий вопрос планируется исходя из возможных ответов на предыдущий).
Наглядные:
5. - ИЛЛЮСТРАЦИЯ (наглядное представление материала, подтверждающего рассмотренные факты, явления, теоретические положения и др.);
6. - ДЕМОНСТРАЦИЯ (наглядное представление материала, предшествующее его подробному изучению, часто используется как основа создания предобъяснительной проблемной ситуации).
Методы иллюстрации и демонстрации используют в общем случае одни и те же наглядные средства.
Практические
7. - ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА (выполнение действий под руководством учителя, первоначальное формирование умений; учащиеся выполняют действия по поэтапно представляемому образцу с комментарием и текущей коррекцией их действий учителем);
8. - УПРАЖНЕНИЕ (многократное повторение действия в целях его освоения, формирование устойчивого умения, выработка навыка; различают упражнения тренировочные /выполнение стереотипных действий в стереотипной ситуации/ и творческие /выполнение стереотипных действий в новой ситуации, либо выполнение творческих действий в соответствии с анализом ситуации/);
9. - ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА (самостоятельное выполнение учащимися практических заданий по инструкции или описанию, закрепление сложных умений, проверка сформированности умений и навыков; практическая работа, в отличие от лабораторной, почти всегда оценивается);
10. - САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА (полностью самостоятельное выполнение учащимися тех или иных учебных действий и заданий во время урока или в ходе домашней учебной работы в соответствии с целями и логикой обучения; самостоятельная работа часто используется для ознакомления учеников с дополнительным материалом, расширяющим их кругозор и в целях контроля их знаний и умений).

Категория: Методика | Добавил: admin (13.02.2010)
Просмотров: 4385 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2016
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Бесплатный хостинг uCoz