Методы педагогического исследования
Методы педагогического исследования - способы познания и преобразования педагогической действительности. Педагогика использует собственно педагогические, общенаучные и межнаучные методы. Основные методы исследования, применяемые в педагогике можно условно разделить на следующие группы: - теоретические (индукция, дедукция, контент-анализ, мысленный эксперимент, внеконтекстные операции с научными понятиями, теоретическое моделирование с использованием модальной логики и др.); - аналитические (анкетирование, интервьюирование, анализ документации, педагогическое наблюдение, тестирование, социометрия, парное сравнение, метод независимых характеристик, и т.п.); - экспериментальные (педагогический эксперимент как способ проверки гипотез в естественных и искусственных условиях); - методы математической статистики (определение достоверности и репрезентативности данных, установление корреляций, вычисление средних величин, математическое моделирование и пр.). В современной педагогике методы педагогического исследования используются не только в качестве инструмента педагогической науки, но и становятся способами практической работы педагога (педагогическая диагностика в деятельности воспитателя, внутришкольный административный контроль, педагогический эксперимент в творческом поиске учителя, профессиональная диагностика в методической и управленческой работе и др.).
Методы обучения - способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся в обучении, направленные на реализацию дидактических функций. В педагогической науке нет единого подхода к классификации и номенклатуре методов обучения. В зависимости от основания классификации методы обучения подразделяют на: - словесные, наглядные и практические (по источнику информации); - репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, проблемные, частично-поисковые и исследовательские (по характеру познавательной деятельности школьников); - методы объяснения материала, его закрепления, методы применения знаний на практике и формирования умений, методы повторения и обобщения материала, методы контроля обученности (по основным дидактическим задачам); - индуктивные и дедуктивные методы (по характеру организации направления познания (от частного к общему или наоборот); - методы организации учебно-познавательной деятельности, ее мотивации и контроля эффективности (по основным компонентам деятельности). Несмотря на обилие подходов к классификации методов обучения, основной их набор может быть рассмотрен в рамках первой из перечисленных, причем деление по другим основаниям относится к тем же самым методам и отражает лишь изменение характера их построения и применения. Словесные 1. - РАССКАЗ (повествовательное изложение фактов, событий, описание явлений; учащиеся во время рассказа записывают основные положения под диктовку учителя); 2. - ОБЪЯСНЕНИЕ (логическое доказательство теоретического положения, выведение связи, закономерности, уяснение противоречия и т.п.; учащиеся фиксируют логику объяснения по указанию учителя); 3. - ЛЕКЦИЯ (целостное, логически законченное изложение теоретического материала, иллюстрированное необходимыми примерами и фактами; лекция начинается с сообщения аппарата /тема, план, литература, основные научные понятия/ и закачивается выводами или резюме; ученики свободно конспектируют лекцию, используя для этого заранее освоенные приемы); 4. - БЕСЕДА (диалогический метод обучения, позволяющий сообщать новый учебный материал, закреплять и контролировать ранее полученные знания; вопросы беседы должны подразумевать получение аргументированного ответа учащихся, причем каждый последующий вопрос планируется исходя из возможных ответов на предыдущий). Наглядные: 5. - ИЛЛЮСТРАЦИЯ (наглядное представление материала, подтверждающего рассмотренные факты, явления, теоретические положения и др.); 6. - ДЕМОНСТРАЦИЯ (наглядное представление материала, предшествующее его подробному изучению, часто используется как основа создания предобъяснительной проблемной ситуации). Методы иллюстрации и демонстрации используют в общем случае одни и те же наглядные средства. Практические 7. - ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА (выполнение действий под руководством учителя, первоначальное формирование умений; учащиеся выполняют действия по поэтапно представляемому образцу с комментарием и текущей коррекцией их действий учителем); 8. - УПРАЖНЕНИЕ (многократное повторение действия в целях его освоения, формирование устойчивого умения, выработка навыка; различают упражнения тренировочные /выполнение стереотипных действий в стереотипной ситуации/ и творческие /выполнение стереотипных действий в новой ситуации, либо выполнение творческих действий в соответствии с анализом ситуации/); 9. - ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА (самостоятельное выполнение учащимися практических заданий по инструкции или описанию, закрепление сложных умений, проверка сформированности умений и навыков; практическая работа, в отличие от лабораторной, почти всегда оценивается); 10. - САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА (полностью самостоятельное выполнение учащимися тех или иных учебных действий и заданий во время урока или в ходе домашней учебной работы в соответствии с целями и логикой обучения; самостоятельная работа часто используется для ознакомления учеников с дополнительным материалом, расширяющим их кругозор и в целях контроля их знаний и умений).
|