«Чтобы познать человека – нужно его полюбить». Л. Фейербах
Несколько лет тому назад проблема, с которой я столкнулась на уроках информатики – это слабо развитое логическое мышление учащихся, и не умение перенести знания одного предметах на другой. А информатика – это межпредметная область, требующая от учащихся постоянных знаний по физике, химии, русскому языку, истории, географии…
Чтобы активизировать деятельность учащихся на уроках информатики и развивать устойчивый интерес к преподаваемому предмету учитель использует разнообразные приемы, методы и дидактический материал, опираясь на индивидуальные стартовые возможности и способности своих учеников. Творческие задания расширяют мыслительную деятельность учащихся в направлении их профессионального самоопределения, побуждают учащихся заняться самовоспитанием, саморазвитием, самосовершенствованием, углубляют представления учащихся об особенностях их характера, потребностях, мотивах, привычках и способностях.
На каждое упражнение 3-7 минут. Желательно выполнять в день не менее 3 упражнений. Для большинства заданий желательно найти больше одного ответа. Необходимое условие - подходите к упражнениям с игровым настроением, не заставляйте себя, делайте все с удовольствием.
Метод обучения (от греческого metodos – путь к чему-либо) – это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения. 1. Традиционная классификация методов обучения, берущая начало в древних философских и педагогических системах. В качестве общего признака выделяемых в ней методов берётся источник знаний. В данной классификации выделяется 5 методов.
Метод проектов – это один из видов педагогических технологий. Как и любой другой метод, он может быть реализован с помощью различных средств обучения, в том числе и с использованием новых информационных технологий. Это могут быть современные средства: компьютерные телекоммуникации, электронные БД, виртуальные библиотеки, кафе, музеи, интерактивное телевидение (в настоящее время мало доступное для широкого пользователя), видео, мультимедийные средства, аудио- и видеоконференции, факс, радиосвязь и прочее. Но это могут быть и традиционные средства: книги, разного рода справочники, видеозаписи и т.п. средства массовой информации также оказываются весьма полезны при работе над проектом. Поэтому, главное – четко определиться с самим методом.
1.Теория развивающего обучения (Занков Л.В. Эльконин Д.В. Давыдов В.В.)
Направление и критерии технологии, способствующие развитию самоопределения и саморазвития личности
1. Включение в процесс не только рациональной, но и эмоциональной сферы. 2. Вариативность процесса обучения. 3. Самостоятельная мыслительная деятельноcть учащихся. 4. Сотрудничество учителя и ученика. 5. Атмосфера заинтересованности в каждом виде деятельности. 6. Избирательность в способах работы. 7. Право выбора для ученика значимых для него видов и форм учебного материала. 8. Создание учебных явлений с различных позиций.
Приобщение школьников к началам исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо через урок, дополнительное образование, защиту проектов и рефератов, научно – образовательную и поисково-творческую деятельность при систематическом применении исследовательского подхода в обучении. Очень важно учитывать целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника: • Мыслительных умений и навыков (анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация; доказательства и опровержение, умение видеть противоречия); • Умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации; • Умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи; • Специальных исследовательских умений и навыков (в старших классах).
Методы педагогического исследования - способы познания и преобразования педагогической действительности. Педагогика использует собственно педагогические, общенаучные и межнаучные методы. Основные методы исследования, применяемые в педагогике можно условно разделить на несколько групп.
1. Информационная – решение важнейшей учебно-воспитательной задачи усвоения учащимися знаний основ наук; использование различных методов и средств передачи информации, обновление информации; обновление различных методов и средств передачи информации, регламентация информации в соответствии с задачами образования, умение получать обратную информацию; умение использовать оценочный фактор и приёмы коррекции.
Понятие "активные методы обучения" с точки зрения лингвистического значения не вполне точно отражает суть явления, так как любой метод обучения как способ взаимодействия учителя и учащихся предполагает активность обеих сторон в педагогическом процессе. В современной дидактике данное понятие обычно употребляется по отношению к методам обучения, в реализации которых максимум активности приходится на учащихся, а деятельность педагога главным образом направлена на организацию и коррекцию познавательной деятельности учащихся. К таким методам чаще всего относят проблемные беседы, учебные дискуссии, творческие практические и самостоятельные работы учащихся, дидактические игры и др.