Основные технологии обучения, направленные на развитие личности учащегося
Характеристика основных технологий обучения, направленных на развитие личности учащегося
1.Теория развивающего обучения (Занков Л.В. Эльконин Д.В. Давыдов В.В.)
Направление и критерии технологии, способствующие развитию самоопределения и саморазвития личности
1. Включение в процесс не только рациональной, но и эмоциональной сферы. 2. Вариативность процесса обучения. 3. Самостоятельная мыслительная деятельноcть учащихся. 4. Сотрудничество учителя и ученика. 5. Атмосфера заинтересованности в каждом виде деятельности. 6. Избирательность в способах работы. 7. Право выбора для ученика значимых для него видов и форм учебного материала. 8. Создание учебных явлений с различных позиций.
2. Теория проблемного обучения (Ильина Т.А.)
Направление и критерии технологии, способствующие развитию самоопределения и саморазвития личности
1. Создание проблемной ситуации и выхода из неё через самостоятельную деятельность ученика. 2. Развитие творческой самостоятельности учащихся. 3. Активная познавательная деятельность учащихся, состоящая в поиске и решении сложных вопросов. 4. Использование дифференцированных и разноуровневых заданий. 5. Рассмотрение учебных явлений с различных позиций.
3. Педагогика сотрудничества (Ушинский Н.Д. Макаренко А.С.)
Направление и критерии технологии, способствующие развитию самоопределения и саморазвития личности
1. Гуманно-личностный подход к ребёнку. 2. Отсутствие прямого принуждения. 3. Единство обучения и воспитания. 4. Личность учащегося – цель образовательной системы. 5. Сотрудничество ученика и учителя. 6. Учёт потенциальных возможностей ученика, которые необходимо развивать, совершенствовать,обогащать. 7. Формирование положительной Я-концепции личности 4. Личностно-ориентированное развивающее обучение (Якиманская И.С.)
Направление и критерии технологии, способствующие развитию самоопределения и саморазвития личности
1. Обращение к субъектному опыту учащихся (опора на жизненный опыт, индивидуальное отношение к учебной ситуации). 2. Опора на индивидуальные возможности учащихся. 3. Создание ситуации взаимопомощи, взаимообучения. 4. Стремление к созданию ситуации успеха для каждого ученика. 5. Побуждение к поиску альтернативных решений. 6. Обеспечение возможности для творчества «неуспешных» учеников. 7. Самореализация школьников в учебных отношениях (в качестве консультантов, рецензентов, лаборантов). 8. Создание ситуации выбора (уровня, профиля, объёма задания, выбора «выполнять – не выполнять задание»). 9. Рефлексия деятельности и поведения на уроке. 10. Эмпатия, соучастие в проблемах школьника. 11. Знание учителем личностных особенностей школьника.
5. Теория развития познавательного интереса. (Щукина Г.И.)
Направление и критерии технологии, способствующие развитию самоопределения и саморазвития личности
1. Заинтересованность самого учителя. 2. Активное использование накопленных знаний, опора на известное учащимся. 3. Разнообразие самостоятельных видов работ, позволяющих ученику самому доходить до истины. 4. Дифференцированный и индивидуальный подходы. 5. Достижение каждым учащимся реального для него уровня успеваемости. 6. Оптимальное сочетание групповых и индивидуальных форм работы. 7. Учёт уровня поисковой деятельности в самостоятельной практической работе учащихся.
6. Теория оптимизации обучения (Бабанский Ю.К.)
Направление и критерии технологии, способствующие развитию самоопределения и саморазвития личности
1. Принцип доступности с опорой на реальные возможности учащихся. 2. Стимулирование положительного отношения к учению. 3. Сознательность, активность и самостоятельность учащихся в обучении. 4. Дифференцированный и индивидуальный подходы. 5. Достижение каждым учащимся реального для него уровня успеваемости. 6. Оптимальное сочетание групповых и индивидуальных форм работы. 7. Учёт уровня поисковой деятельности в самостоятельной практической работе учащихся.
7. Технология индивидуализации обучения (Унт И.Э. Границкая А.С. Шадриков В.Д.)
Направление и критерии технологии, способствующие развитию самоопределения и саморазвития личности
1. Сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребёнка, его потенциальных возможностей. 2. Содействие средствами индивидуализации выполнению учебных программ каждым учащимся, предупреждение неуспеваемости учащихся. 3. Формирование общеучебных умений и навыков при опоре на зону ближайшего развития каждого ученика. 4. Улучшение учебной мотивации и развитие познавательных интересов. 5. Формирование личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия, творчества, адекватной самооценки учащихся.